# 158 (3271) 30 июля 2004 г.
Izvestia
ГЛАВНАЯ  РАЗДЕЛЫ  ФОРУМЫ  ТЕМЫ НГ  СЕРВИС  НОВОСТИ  ПОИСК  РЕКЛАМА  О ГАЗЕТЕ 
СЕГОДНЯ
Хлеб будет дорожать

Кто как голосовал за отмену льгот

Берлускони снова хотят убить

В 'Матросской Тишине' зреет бунт

Питерскую прокуратуру обезглавили

ЮКОС отстоял 'Юганскнефтегаз'
СЕТЬ

');//-->
Союз Журналистов

ПОИСК
ПО ТЕМЕ
Отклик войны

Ход конем и мячом

Из пустоты во власть

«Политическая экономика» ближневосточного кризиса

Богатые и бедные

Управляемую демократию Мексика уже изжила

ИНТЕРАКТИВ
Письмо главному редактору

Письмо интернет-редактору

Гостевая книга
Все о газете
Реклама в газете
Подписка:
АРХИВ
АВГУСТ'04

ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          


10 ru









Rambler's Top100




КОНТРАКТ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ
Учение Кальвина всесильно, потому что оно верно. Но не для России
Сергей Шаповал

Жан Кальвин учил: работать, работать и еще раз работать!
Луи Лене. Семья молочника

Исполнилось 495 лет со дня рождения Жана Кальвина (1509–1564). Есть повод вспомнить об учении, значимость которого выходит далеко за рамки богословия. Кальвинизм, в дальнейшем развиваемый английскими пуританами, определил развитие и облик англосаксонского мира, став руководством к действию. Именно кальвинизм заложил основы мироустройства и жизненной философии цивилизации, которая добилась зримых успехов и до сих пор оказывает влияние практически на весь мир.

Жан Кальвин был самым молодым и самым радикальным деятелем эпохи Реформации. Он продвинулся гораздо дальше своего немецкого предшественника Мартина Лютера. Оба они исходили из убеждения в глубокой порочности и греховности человеческой натуры. Однако Кальвин в отличие от Лютера, допускавшего некоторую свободу воли христианина, на первый план выдвинул учение о предопределении, низвергающее человека в пучину ничтожности и полной беспомощности.

Бог еще до рождения человека предопределяет, может ли тот иметь истинную веру, будет ли ему даровано прощение или он обречен на вечное проклятие. Но обо всем этом человек никогда не узнает. Причем ни спасение, ни проклятие совершенно не зависят от земных деяний человека. Вечной загадкой пребудет, почему Бог избирает одних и низвергает других, при этом человек не должен даже и пытаться эту загадку разгадать. Бог таким образом демонстрирует свою безграничную власть.

Бог у Кальвина – абсолютный тиран, не ведающий ни любви, ни милосердия. Теория предопределения превращала человека в ничтожную песчинку, лишенную какой бы то ни было воли к изменению своей судьбы. Налицо «бесконечный тупик». Однако там, где заканчивается логика, вступают в силу убеждения. Кальвин и его последователи были убеждены: они принадлежат как раз к тем самым избранным, которым будет даровано спасение. Неизбежные сомнения (ведь человек никогда не сможет узнать о своей избранности Богом) подавляются аскетическим существованием и фанатичной верой в то, что именно твоя общность обречена на спасение.

Эта часть учения о предопределении получила свое развитие в идеологии нацизма. Кальвин настаивал на прирожденном неравенстве людей: одни отмечены Богом и будут спасены, прочие – прокляты навек. Отсюда вытекает невозможность взаимопонимания и солидарности между людьми. Избранные вправе относиться к остальным с презрением: это проклятый человеческий материал, который можно либо уничтожить, либо использовать в своих целях. Как раз этот принцип лежит в основе теории расового превосходства.

Однако приведенный логический ход является лишь одним из последствий кальвинистского учения. Нельзя не восхититься гибкостью и многовариантностью человеческого мышления: из учения о предопределении вырос и либерализм. Сколько бы усилий и стараний ни прилагал человек, он никоим образом не может изменить свою судьбу. Но именно эти усилия и старания были объявлены признаком принадлежности к избранным. В дальнейшем своем развитии кальвинизм придавал усердию все большее значение, объявив зримые достижения в светской жизни главным признаком спасения. Избавление от постоянного и гнетущего чувства собственной ничтожности стало возможным лишь в какой-нибудь регулярной деятельности. Таким образом, экономический успех практически стал синонимом милости Божьей. Было еще одно следствие, о котором хорошо сказал Эрих Фромм: «Стремление к постоянной деятельности явилось одной из важнейших производительных сил, не менее важной для всего исторического процесса и для всей промышленной системы в целом, нежели электричество и пар».

Человек позднего Средневековья работал только для того, чтобы поддерживать приемлемый уровень существования. Проще говоря, он работал, потому что был вынужден это делать под давлением внешних обстоятельств. Кальвинизм породил новую трудовую этику, создав внутренний стимул к работе. На смену средневековому принципу производства ради потребления пришел капиталистический принцип производства ради прибыли. Так началась буржуазная революция, приведшая к созданию экономической системы капитализма и системы парламентского правления. Поскольку отношения с Богом имели форму контракта, основой любых взаимоотношений в таком обществе стал именно контракт: между гражданином и государством, между деловыми партнерами, между мужчиной и женщиной и т.д. В свою очередь, это приучило человека очень трезво и серьезно (для нас так даже излишне трезво и серьезно) относиться ко всему происходящему на земле: жизни, смерти, здоровью, работе, имуществу. Томаса Джефферсона как-то спросили, чем живой человек отличается от мертвого, он ответил: живой тот, кто обладает собственностью, у мертвого ее нет.

Сегодняшний американец, работающий с религиозной истовостью, которая нередко приводит его к неврозу (что очень неплохо подкармливает бессчетное племя психоаналитиков), мог даже не слышать имени Кальвина. Но жизнь его обусловлена и обустроена по-кальвинистски. Ему, например, совершенно невозможно объяснить смысл шутки эпохи развитого социализма: «Ну как, устроился? – Да нет, все еще работаю».

Существенным фактором кальвинистской этики стало то, что Кальвин в отличие от Лютера, опиравшегося на Новый Завет, черпал свое вдохновение в Ветхом Завете. Отсюда и образ Бога как тирана. Для Кальвина разговоры, «будто милосердие важнее, нежели вера и надежда, – это лишь мечты расстроенного воображения». Вера в собственную избранность пронизала кальвинистское учение духом жестоковыйного аристократизма, что наложило весьма существенную печать на американскую историю. Английские пуритане, прибывшие в Америку, довели свою идеологию до мессианского уровня. Новый континент они воспринимали как землю обетованную. Город Бостон первопроходцы называли Сионом, Атлантический океан – Красным морем, Джорджа Вашингтона – Моисеем. Этот самый мессианизм позволил пуританам радикально решить и «индейский вопрос», поскольку «новые иудеи» от Бога получили право на эту землю. Политическое сознание американцев до сих пор в значительной мере пронизано религиозностью. Убеждение в избранности и ветхозаветное «око за око, зуб за зуб» определяют не только содержание голливудских боевиков, но и большой политики. Воистину, учение Кальвина «всесильно, потому что оно верно».


К содержанию номера версия для печати На главную страницу
ДНИ.РУ
  • REGNUM
    СТИЛЬ ЖИЗНИ
    Хит-парад "НГ"
    Как выглядит мечта гомосексуалиста
    НАТО захватила схемы защиты секретных арсеналов РФ
    Самые популярные личности интернета
    Какие ляпы 'Ночного дозора' скрывает Лукьяненко
    Секретное завещание генерала Квашнина
    Определена цена победы наследника Кучмы
    Истинные причины отставки Квашнина
    Громов решил перекроить Подмосковье
    В России гуляет смертельный вирус
    Топографический кретинизм московских таксистов
    Премьеры и скандалы балетного сезона
    В Москве подготовили «черные» и «белые» списки губернаторов
    Выпускной бал как репетиция первой брачной ночи
    Мария Шарапова шокировала Америку
    Абитуриентский экзамен в институт смерти
    Куда исчезают без вести пропавшие дети
    Чрезвычайные открытия молчащего человека
    Как развлекаются дети в пионерлагерях
    Отдыхать в Турции россиянам стало опасно


    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
    СОБЫТИЯ И ПРОИСШЕСТВИЯ В «Матросской Тишине» зреет бунт / Братьям меньшим въезд запрещен / Последний маршрут / «Они где-то рядом» / С «коктейлем Молотова» – на экскаватор / Новости

    ПОЛИТИКА Общепартийное дело бюрократии / Россияне успешно борются с идиосинкразией к криминалу / Осенью нам не миновать потрясений / Дума завершила монетизацию / Совфед покончил со льготами

    ЭКОНОМИКА ЮКОС отстоял «дочку» / Зерно и хлеб станут еще дороже / Позиции государства будут укрепляться, пострадают граждане и бизнес / Госсобственность попала под личный контроль президента

    РЕГИОНЫ РОССИИ Николая Максюту обвинили в «пособничестве» Москве / Жертвы поклонились палачам / Чеченский штиль / Питерского прокурора все-таки «ушли» / Новости

    СНГ Тбилиси вновь предупреждает / Запрос на сильную политику и сильных политиков / «Цезарь Куников» остался в Батуми / Прагматизм побеждает и на Востоке

    В МИРЕ Геноцид как разменная монета / Берлускони испортили отпуск / Укрощение Ас-Садра / Стопами Карла Первого

    СТИЛЬ ЖИЗНИ Париж антикварный





    материалы: Независимая Газета © 1999-2003
    при полном или частичном использовании материалов "Независимой газеты" гиперссылка на www.ng.ru обязательна
    разработка: НЕГА-Сеть